Сценарии будущего. Как строить и кому они нужны
Абсолютно каждая компания должна составлять сценарии будущего, ведь это обязательный элемент стратегических сессий и последующего целеполагания. Это так же естественно, как и смотреть на дорогу во время езды. Разница лишь в том, что у мелких компаний горизонт событий составляет обычно год, максимум два, а вот IT гиганты вынуждены строить планы на десятилетия вперед. И если вы посмотрите на прогнозы футурологов крупных компаний, то они достигают следующего столетия.
Научные разработки всегда опережают технологии. Поэтому для «предсказания» многих событий достаточно просто ознакомиться с уже произведенными открытиями и иметь представление о текущем уровне развития технологий.
Вот примеры технологий, которые воспринимаются как новшества только потому, что они начали внедряться сравнительно недавно. На самом деле большинство сегодняшних «прорывов» — это открытия, сделанные десятки и сотни лет назад:
- первая компьютерная программа была написана в середине 18 века;
- первый электромобиль был создан в 1841 году;
- первый электромеханический программируемый компьютер был создан 1938 году;
- математическая модель нейронной сети была создана в 1948 году;
- одна из первых моделей квантового компьютера была предложена в 1981 году.
Как видим, данные для построения сценариев будущего есть всегда, и любой технический прорыв не возникает спонтанно из ниоткуда, а является логическим продолжением предыдущих открытий и разработок.
Как строить сценарии будущего
Строить сценарии будущего не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. Весь процесс построен на анализе уже произошедших и происходящих событий, поэтому большинство предсказаний футурологов являются просто констатацией очевидного развития процесса внедрения уже существующих разработок. Это то же самое, что связать в логическую последовательность: начали печатать дома — увеличится потребность в бетоне и уменьшится рынок блоков и кирпичей. Никакой мистики.
Методика построения сценариев будущего
- 1. Анализ окружения
- Мозговой штурм
- Выделение кластеров
- 2. Создание сценариев
- Определение ключевых движущих сил (КДС)
- Преобразование КДС в сценарную логику
- Прописывание сценариев
- Фиксация и утверждение сценариев
- Создание стратегического ответа
Важным моментом построения сценариев будущего является достижение максимальной точности, ведь на основании этих данных компании принимают важные решения. И чем дальше горизонт событий, тем в большем количестве нужны данные (научные, технологические, экологические, социальные, политические и экономические) и точнее произведено преобразование ключевых движущих сил в сценарную логику. Именно поэтому особое значение для футурологии имеет BigData.
Как компании не верили в интернет
Напоследок хочу на одном примере крупных компаний продемонстрировать, как построение сценариев будущего дает вашему бизнесу неоспоримые преимущества.
Сейчас перспективы развития интернет-технологий очевидны любому предпринимателю, который сразу же после регистрации идет в веб-студию, чтобы заказать себе сайт. Но все ли компании смогли рассмотреть эти перспективы в момент зарождения всемирной паутины? С уверенностью можно сказать, что осознание необходимости в создании своего сайта совпадает с датой регистрации доменного имени. И вот какая интересная таблица получается, если сравнить даты регистрации доменов известных технологичных компаний, уже существовавших в 1986 году:
hp.com | 02.03.1986 |
ibm.com | 19.03.1986 |
intel.com | 25.03.1986 |
ge.com | 05.08.1986 |
siemens.com | 29.09.1986 |
adobe.com | 17.11.1986 |
apple.com | 19.02.1987 |
cisco.com | 14.05.1987 |
dell.com | 22.11.1988 |
oracle.com | 01.12.1988 |
sony.com | 07.07.1989 |
microsoft.com | 01.05.1991 |
nokia.com | 11.07.1991 |
acer.com | 07.09.1994 |
samsung.com | 29.11.1994 |
motorola.com | 15.12.1994 |
В этой таблице прослеживаются закономерности. Если у компаний, занявших верхние строчки все отлично, то в нижней части мы видим потерявшую лидерство Nokia и, некогда очень успешную, но упраздненную Motorola.
Даже такая мощная компания, как Мicrosoft обратила свой взор на интернет-технологии аж на 4 года позже никому на тот момент неизвестной Сisco. И теперь не выглядит удивительным, что Мicrosoft без шансов проиграла совсем юному продукту Google борьбу за рынок мобильных ОС, который, как оказалось, стал востребованнее десктопных.
Важный момент — Сisco и Google — одни из немногих компаний, у которых имеется свой штатный футуролог.
«Никому не понадобится больше 637 Кб оперативной памяти для персонального компьютера. 640 Кб должно хватить всем».
— Билл Гейтс, основатель Microsoft, 1981 г.
«К 2029 году за 100 долларов США можно будет купить систему хранения емкостью в 11 петабайт».
— Дэйв Эванс, главный футуролог Cisco, 2009 г.
Построение сценариев будущего — это не только возможность рассмотреть новые ниши для нового стартапа, но и необходимое условие для выживания даже состоявшихся корпораций. Мы можем заранее сформировать стратегический ответ для каждого сценария и проактивно реагировать на все изменения, что в конечном счете сохранит наши ресурсы и убережет бизнес от потрясений.