Деньги и нервы. 9 психотипов клиентов веб-студии
Обычно просветленные мудростью люди ищут причину всего происходящего в себе. Но иногда полезно расслабиться и критически оценить уровень адекватности окружающих. Кроме развития наблюдательности, это поможет вам передохнуть между сеансами самобичевания и повысить самооценку.
Клиентов можно и нужно классифицировать, ведь правильный диагноз это залог удачного исхода. И чем раньше вы поймете с кем имеете дело, тем ниже риск получить отсутствие результата.
Каждый типаж из этого списка — реальный случай из моей практики, имеющий имя и фамилию. Но я уверен, что этот список не полон и вам будет, что добавить после прочтения.
Идеальный. Клиент, который понимает, что он мало что понимает в интернет-маркетинге и готов довериться вам.
Итог. Вы просто делаете ему человеческий сайт, настраиваете контекстную рекламу и он начинает получать заявки. Скучно, но эффективно — минимальные потери от трения с клиентом, он занимается своим делом, вы — своим.
Супермен. Считает, что обладает суперспособностями и может сам во всем разобраться. Еще на этапе обсуждения заказа любит вставлять свое «экспертное» мнение и защищается, когда вы его опровергаете.
Итог. Заказ превратится в сплошную работу с возражениями — надо будет прорабатывать очередное убеждение клиента. А поскольку его убеждения не имеют базиса, то быстро меняются под влиянием просмотренного видео или общения с другим специалистом. Работа, скорее всего, будет остановлена на полпути или будут бесконечные правки.
Как исправить. Иметь настолько высокий статус, чтобы «продавить» клиента работать по своим правилам. Любят, когда им ставят жесткие рамки — считают это признаком квалификации. Не признают подстройки.
Фантазер. Верит в некие волшебные таблетки SEO и «тайные методики», которые в мгновенье выведут его сайт в ТОП и принесут море заказов. Составляет основу ЦА мошенников, которые в принципе эти мифы и культивируют.
Итог. Хочет от вас слышать слова «хакнуть» и «фишка». Пропадает после ваших слов о кропотливой работе над качеством сайта.
Что делать. Ждать эволюции фантазера через опыт в другой типаж.
Робокопы. Люди, которые все делают сами и боятся делегировать работу другим. Обычно всегда заняты и работают практически круглосуточно.
Итог. Пожирают ваше время. Будут постоянно требовать отчеты и объяснений по каждому шагу. Да и результат будет не очень, ведь он будет искажен «видением» заказчика.
Как исправить. Поставить заградительную цену, умножив тариф на два, ведь именно в два раза больше времени уйдет на этот заказ. Но лучше подарить книжку по делегированию и отказаться от сотрудничества.
Интернет-маркетолог — это как доктор. Или ты ему доверяешь и делаешь все так, как он скажет, или ищешь другого. Лечить человека, у которого свое особое мнение на современную медицину, занятие бесполезное.
Перестраховщики. Банально боятся быть обманутыми, поэтому желание участвовать в каждом процессе для них вполне естественно. Долго созревают на начало сотрудничества, задают много вопросов.
Итог. Приходят только по рекомендациям. Единственный минус — отнимают много времени на этапе согласования заказа.
Как исправить. Иметь много реальных отзывов, хорошие профили в соцсетях и портфолио. Хорошо работают любые регалии.
Незнайки. Есть огромный пласт предпринимателей старой закалки, которые не понимают что им даст сайт. У них интернет ассоциируется в основном с онлайн играми, торрентом и одноклассниками.
Итог. Даже если их «продавить» на создание сайта, то они перейдут в категорию неуверенных.
Как исправить. Рассказать о последних тенденциях интернет-маркетинга. Показать успешный кейс из их ниши. Но целесообразнее оставить в покое, так как настолько кардинально изменить их мировосприятие сложно.
Неуверенные. Это прагматики, которые опираются на опыт знакомых и могут резко возжелать сайт, когда услышат об успешной истории, или, наоборот, остыть, когда их «соцопросы» покажут низкий результат.
Итог. Даже если сайт будет закончен, в любой момент заказчик может остыть к его развитию. Иногда, примерно один раз в год, неуверенный может вспомнить, что надо развивать свой бизнес в онлайне и обратится за апдейтом и продвижением сайта. Но после небольшой активности быстро остывает и пропадает опять на год.
Как исправить. Убрать источник неуверенности — отсутствие результата. Но поскольку неуверенный вследствие неуверенности банально не спешит вкладывать деньги даже в контекстную рекламу, то с демонстрацией результатов бывают сложности. Если все-таки удается получить заметный результат малыми средствами, неуверенный становится идеальным клиентом — он вкладывает деньги в продвижение и получает результат. Хорошо работают демонстрации удачных примеров и безапелляционные утверждения.
Экономные. Считают, что стоимость всего вокруг сильно завышена. Сравнивают вашу цену с минимальной на рынке и требуют еще дешевле.
Итог. Вы будете работать за копейки, а клиент работой будет не доволен вследствие завышенных ожиданий. Да и вы при низкой оплате вряд ли выдадите лучший результат.
Как исправить. Рассказать о бесплатных конструкторах и забыть.
Подчиненный. Это обычные исполнители, которым руководство поручило курировать развитие интернет-проекта. Боится ответственности, поэтому всеми силами стремится оставить все как есть и защитить свою стабильность. Любое ваше, даже незначительное действие поддается сомнению и его необходимо будет подтверждать гарантиями и железными аргументами. По сути это перестраховщики, которые не являются ЛПР, поэтому все страхи здесь еще больше гиперболизированы.
Как исправить. Бросить на амбразуру стрессоустойчивого сотрудника и умножить тариф на два. Но и это не поможет. Если у вас маленькая веб-студия, то вы банально не выплывете в этом «корпоративном болоте». Для больших кораблей существуют большие гавани, пусть туда и плывут.
Конечно, все эти типажи редко встречаются в чистом виде, обычно они выражены в разной степени и в разных сочетаниях.
Например, экономный супермен будет иметь целую коллекцию незаконченных сайтов. Потому что в поисках варианта подешевле он не выйдет на ту пафосную студию, которая сможет продавить его эго и заставить сотрудничать по своим правилам.
А вот супермен-перестраховщик очень даже хороший клиент, ведь когда вы пройдете его систему отбора на компетентность, то станете для него самым авторитетным источником информации. При этом он будет активно развивать свой сайт под вашим экспертным участием. По эффективности это даже лучше, чем идеальный клиент, который, в целом, занимает пассивную позицию.
Многие сейчас возразят, что если следовать этой статье, то большинство клиентов необходимо разворачивать прямо на входе. Но я уверен, что размер рынка интернет-маркетинга намного превосходит объем вашего времени.
Вообще суть свободного человека и состоит в том, чтобы всегда иметь возможность выбора, даже находясь на работе и имея финансовый план.